суббота, 8 декабря 2012 г.

В помощь библиотекарю

Примерный план по справочно-библиографической и информационной работе библиотеки на  2013 год
Дорогие коллеги!
Сейчас у нас идет горячая пора – время планирования и отчетностиПредлагаю вам примерный план по справочно-библиографической  и информационной работе (без привязки  к  срокам выполнения и ответственным). Конечно, в каждой области  руководящие методические центры (областные библиотеки) дают свою схему плана и отчета по библиографии. В нашей области эта схема включает 5 позиций:
1)  Информационно-библиографическое  
    обслуживание (ИБО)
2) Справочно-библиографическое  обслуживание (СБО)
3) Формирование  справочно-библиографического  аппарата   (СБА)
4) Создание  библиографической  продукции
5) Формирование   информационной  культуры  пользователей
Я предлагаю вам план по библиографии нашей библиотеки для того, чтобы вы могли выбрать понравившиеся вам названия и формы работы. Конечно, наша библиотека маленькая, всего два сотрудника, поэтому наши планы не столь объемны и всеобъемлющи, как планы центральных или каких-либо других крупных библиотек. Но для небольших библиотек как наша, а также сельских библиотек, мне кажется, вполне сгодятся.
Буду рада, если эта информация окажется востребованной и поможет кому-либо  в работе, а также всем комментариям, замечаниям и предложениям.

1. Информационно-библиографическое  обслуживание (ИБО)
1)  Количество  абонентов  информации
 а) индивидуальных -  3
 б) коллективных (групповых) – 1
 · члены Салона интеллектуального чтения и искусства «Перекресток духовности»
2) Создание  картотеки информации, где выделены абоненты   индивидуального библиографического информирования и  абоненты  группового  информирования.
3) Использовать в работе самые разнообразные формы  информирования:

а)  списки  новых  поступлений, тематические списки   
               
«Новинки на книжной полке»: Новые поступления в  библиотеку

«В помощь педагогу»: Новые издания и публикации к учебному  году

«Познавайте мир с новыми журналами!»: По страницам периодических изданий 2013 г.

«Книжный Гольфстрим»: Знакомимся  с  новыми  поступлениями в библиотеку»;

«Что можно взять в библиотеке почитать»: Новинки художественной литературы»;

«Новинки  издательств нашего региона»: (Краеведческая литература)  
      
«Я живу на земле Волгоградской…»: Новинки краеведческой литературы»

«Новинки из книжной корзинки»: Новая художественная литература» 

«Что можно взять в библиотеке почитать?»: Новинки художественной литературы»

 «Книжная радуга»: Новинки  художественной литературы за  2012 г.»

«Книжная Планета»: Знакомимся  с  новыми  поступлениями в библиотеку»

«Любителям художественной литературы»: Знакомимся с новинками»         

б) выставки-просмотры новой литературы, периодических  изданий;
 ·   информационные  выставки,  в том  числе:  
                         
«Вести из городской администрации»;

«Многоликий мир прессы»;

«пресс-круиз» «Путешествие по страницам новых изданий  для молодежи»

пресс-выставка для детей: «Всё в журналах интересно!»

кибервыставки:  «Мир персонального компьютера», «Компьютер, безопасность и дети», «Взрослые и дети читают в Интернете»: Правила  безопасного Интернета»

«Мир цифровой Вселенной»

«Окно в мир»: Новые и лучшие книги»

«Учись! Узнавай! Удивляйся!»: 1 сентября – День знаний

Выставка-адвайзер «Как не заблудиться на безграничных просторах Интернета»

Выставка-премьера «Литературный континент»: Новинки  современной художественной прозы»

Выставка-приглашение «Галерея книжных новинок»: Смотри и читай!»

Выставка-реклама «Новые книги Поволжья»: Узнаем лучше край родной!»

Выставка-премьера «Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»: Новинки детской литературы»

Пресс-выставка «Периодика – 2013: Самое интересное и познавательное»

Выставка-реклама детских журналов «Почитаем, отдохнем – время с пользой проведем!»

Выставка-просмотр «Из книжного моря – на библиотечную полку»

Пресс-выставка «На журнальной волне»: По страницам новых журналов»

Выставка-реклама «Год без  скучных книг»: Новые поступления  в  библиотеку»

    · Виртуальные  выставки
«Компас  в  море  новинок»: Новые поступления»

«Компактно» об интересном и полезном»: Новинки  СD»

в)  оформление КЗД (календаря знаменательных дат)  в  фойе библиотеки  и  в читальном зале:
а)  «Памятные даты истории России»                                                                                                                                    б)  «Литературный календарь»;
в)  «Краеведческий календарь»         

г) Дни информации, беседы, обзоры, уроки, игры информационного характера:

День  электронного  издания «Электронные ресурсы в помощь учебе первокурсника»

День  периодики  «Журнальная карусель»
                   
День  знаний  «Первосентябрьский калейдоскоп»

Информ-ревю «В мир знаний – через библиотеку!»  
    
Деловая игра по компьютерным технологиям  «Мой персональный друг – компьютер»

Конференц-час  «Самые интересные журналы»

«Пресс-драйв» «Молодёжный мир»: по страницам  периодики.

День открытых дверей  «Информационные ресурсы библиотеки – молодежи»

Беседа-презентация «Путешествие по нечитанным страницам: Знакомимся с новой литературой»;

Беседа-обзор «Давайте читать вместе!»: По страницам новой детской литературы»;

Уроки  безопасного поведения  «Дети в сети Интернет»

Библиотечный   интернет-урок     «Прогулки  через  интернет – лес»

Урок  интернет-безопасности  «Чем  опасен  Интернет?»: Проблема интернет-зависимости»

Пресс-обзор новых детских периодических изданий «Друзья, а вам известно, что всё в журналах интересно?»

Обзор-беседа «Очень много мы узнаем – если книги прочитаем!»: Новые книги для детей младшего школьного возраста»;

Обзор-реклама  для первоклассников «К нам в гости новая книга пришла!»

Детский книжный калейдоскоп  «Своей интересной чудесной дорогой к нам новая книга идет!»: Путешествие в мир новой детской литературы»

Новогодняя Акция  «В  Новый  Год -  с  новой  книгой!» (цель  – дать читателям возможность выбрать с книжной выставки новинок книгу по душе и встретить Новый Год  с новой интересной книгой. Проводится во второй половине декабря).

д) Познавательные экскурсии в библиотеку

Медиа-экскурсия-презентация «Библиотека №4 в реале и в виртуале: Знакомство с библиотекой, её блогами «Библиокомпас» и «Михайловский краевед»

Экскурсия-приглашение «Добро пожаловать в библиотеку №4!»

Экскурсии-знакомство: «Тихий шелест страниц нам сопутствует в жизни повсюду…»: В гостях у библиотеки №4»,

Экскурсия-знакомство с библиотекой: «Есть такое  в свете чудо…»

«Библиотека открывает двери»,

Экскурсия-познание «Библиотека – окно  в  мир»

Экскурсия-знакомство «Самый  лучший  интернет  не  заменит книгу, нет!»: В  гостях  у  библиотеки  № 4»

«Приглашаем записаться в читатели»,

«Библиотека – молодым  читателям: ресурсы, услуги»,

«Библиотека приглашает…»,

«На библиотечной волне: Ресурсы, услуги, возможности библиотеки №4»,

«В гостях у библиотеки №4»  

«Вас ожидает мир чудесный книги!»,

«Первое знакомство с библиотекой»,

«Мы идем в библиотеку!»,

«Библиотека приглашает детей»,

«Первый класс – в библиотеку в первый раз!»,

«С книгой будем мы дружить – в библиотеку приходить!»

«Рады мы всегда  гостям, приглашаем в гости к  нам!»

е) Проводить оперативное информирование сотрудников  Городского Дома культуры, членов Салона интеллектуального чтения и искусства  по  индивидуальным  запросам,  делать ксерокопии статей по запрашиваемым темам, подборки и дайджесты публикаций.

2.  Справочно-библиографическое
обслуживание (СБО)
1) Вести постоянный учет основных процессов работы  с СБА.  Справочно-библиографическое   обслуживание проводить  в  режиме  «запрос – ответ». 
2) Осуществлять СБО с исчерпывающей полнотой и  оперативностью. Выполнить  в  течение  года  660 справок. Постоянно вести тетрадь учета выполненных  справок  повышенной  сложности.
3) Вести учет пользователей Интернет услугами.
4)  С помощью интернет-технологий осуществлять поиск информации по запросам пользователей.                     
        
3.Формирование  справочно-библиографичес-
кого аппарата (СБА)
1) Алфавитный и систематический каталоги:                                                                   а) Продолжить работу по организации и ведению АК и СК.
б) Более детальная рубрикация СК в соответствии со Средними таблицами ББК                                                                                                                                                
2) Систематическая картотека статей (СКС):                        
а) продолжить работу по организации СКС   в соответствии со Средними таблицами ББК
б) текущая аналитическая роспись газетных и  журнальных  статей  (самостоятельная роспись) – 100 ед.
в) выделить рубрики на актуальные темы:                                 
  «Золотое зарево Победы»: к  68-летию  Победы в Великой Отечественной
     войне;
  «200 огненных дней и ночей»: к 70-летию победы в Сталинградской битве
  «Огненная дуга»: к 70-летию Курской битвы

3) Краеведческая картотека, тематические  картотеки:       
   а) организация (создание) краеведческой картотеки;
   б) постоянное пополнение новыми карточками
   в) выделить  актуальные  темы  и  рубрики 
      ·  «Лучшие  люди  города»,
      ·  «Экология  Михайловки»,
      ·  «Земляки – участники  и  герои  Великой Отечественной  войны»  
   г) создать  картотеку  сценариев и методических материалов
   д) создание и регулярное ведение  картотеки  информации                                     
     
4) Проводить  индивидуальные консультации по темам:         
Как найти нужную книгу в библиотеке?                                
Как следить за новинками литературы?                               
Как правильно ориентироваться в библиотечном  пространстве?
СБА библиотеки: зачем он нужен?
Как увлечь малыша книгой?
Правила  пользования библиотекой и др.
Каталоги и картотеки библиотеки №4 
Как найти нужный ресурс в Интернете?
Как правильно оформить реферат, доклад, сообщение 
Электронный каталог, электронная  картотека  статей – как ими пользоваться  
Как находить нужную информацию в блогах  
                                                                                                    
4. Создание  библиографической  продукции:
Создание  информационно-рекомендательных  ресурсов для  юношества и детей,  широкого круга читателей:

Аннотированный список литературы «Прикоснись сердцем к подвигу: Новая литература о Великой Отечественной войне»

памятка-рекомендация  для старшеклассников  «Как написать доклад»  

обзор интернет-ресурсов для старшеклассников и студентов из серии «Библиотека – молодым читателям»: «Сайты для тех, кто хочет учиться»

пособие  «Что читать детям в Интернет»: Интернет-ресурсы для детского чтения»

информ-листовка  «Правила безопасного Интернета для детей»

памятка для школьников «Безопасный компьютер и Интернет для детей  и  подростков» 
      
инфодайджест  «Учитель…Как много скрыто в этом слове» (Год учителя в России)

серия книжных закладок «В сердцах и  книгах -память  о  войне», посвященную произведениям  военной  тематики: (К 68-летию Победы в Вов)

информационно-рекламный буклет «Библиотека № 4: её прошлое и настоящее»

рекламно-информационный список  «Читай, город! О нас пишут!»: Библиотека № 4 в СМИ»

шорт-обзор «Читаем журнал «Дальний Восток»

информационный буклет  «Ваш виртуальный мир»:  Интернет-ресурсы для людей с ограниченными возможностями

5. Формирование   информационной  культуры  пользователей.
Темы  библиотечных  уроков,  уроков  информационной  культуры  для  учащейся  молодёжи:

урок-путешествие «Веблиография - студентам»: Образовательные  ресурсы»

интернет-урок  «Библиотека – навигатор  в  море  информации»

урок-беседа: «Умеете ли Вы читать?»  
                                                                    
урок-презентация: «Книги бывают разные»:  Из  истории  книги  и  библиотеки»      
                                            
урок-познание:  «Информационная культура личности -  нужна ли она?» (с использованием компьютерной презентации в POWER  POINT)

урок-информация  «Развитие динамического чтения – веление   времени»

урок-практикум «Что такое СБА и зачем  он  нужен»

библиотечно-библиографическая игра «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке»

библиотечный урок-реклама: «Городская библиотека № 4: её информационные ресурсы, услуги и возможности»

библиотечный урок: «Что такое периодика? Детские периодические издания в библиотеке №4»

библиотечно-библиографическая беседа-игра «Особенности работы со справочными изданиями

библиотечный урок-обозрение  «Как читать молодежные газеты и журналы»  

Вот примерная схема плана работы по СБО и ИБО. Конечно, здесь у нас отражены мероприятия не за один год. Надеемся, что эта информация окажется востребованной библиотекарями. Успехов вам, дорогие коллеги, в планировании и вашей повседневной работе!


7 комментариев:

  1. Спасибо за интересную и полезную информацию! К планированию работы на 2013 год очень кстати. Приглянулись несколько интересных форм работы и названий.
    На бис признательной публике от Автора будут посты по другим разделам плана? Просим-просим:-)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Медведь-краевед, придется Вас огорчить: в связи с нехваткой времени (через неделю сдать надо готовый годовой отчет да плюс еще есть непроведенные мероприятия) другие разделы плана пока освещать не планируется. Может быть, в следующем году...Конечно, хотелось бы помочь, чувствуется востребованность рекомендаций по этому направлению, но...Прощу простить за неоказание помощи страждующим новой информации по планированию. Интересные материалы есть в блоге Весты "Библио-S-путник", Библиомании, Библиосейшн (можно посмотреть более ранние посты).

      Удалить
  2. Мерси. Мы читаем все эти блоги:-)
    Интересен был валгоградский опыт.
    На будущий год, так на будущий. Лучше поздно, чем никогда:-)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Медведь-краевед, понимаю Вашу печаль и неудовлетворенность. Давайте я Вам вышлю по электронке наши планы за последние годы. Выберете, что Вам понравится, вот Вам и волгоградский опыт, а еще лучше - обменяться отчетами, где все расписано. Договорились?

      Удалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо! Очень кстати! Отличная информация! Возьмём несколько форм работы, для своей библиотеки. И оформление очень даже ничего!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, очень рада, что информация пригодилась. Рада видеть Вас в блоге, спасибо за добрый отзыв. Успехов Вам в планировании и Вашей работе!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...