вторник, 13 мая 2014 г.

В помощь библиотекарю

Новинки профессиональной литературы
(май 2014 года)  
Дорогие коллеги!
Предлагаю вашему вниманию новые издания по библиотечному делу. Одно, правда, вышло в 2008 году, но только сейчас нами получено, а другое издание – 2014 года, совсем свежее и очень популярное. Книги выпущены издательством «Профессия». Заказать можно на сайте издательства. Итак, знакомимся:

Справочник библиографа / науч. ред. Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. — 4-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург: Профессия, 2014. — 768 с.
Справочник библиографа — одно из немногих на профессиональном книжном рынке изданий, отражающих место библиографии в системе информационно-коммуникационной деятельности, все основные процессы библиографирования и библиографического обслуживания. В четвертом издании справочника учтены изменения, произошедшие в библиографической деятельности за последние семь лет. Обновлены и расширены разделы, связанные с формированием отраслевых информационных ресурсов, библиографическим обслуживанием, созданием библиографической продукции. Введен новый материал по проблемам сервисного подхода к библиографической деятельности, работе виртуальных справочных служб, управлению качеством библиографического обслуживания.
Четвертое   издание   «Справочника библиографа» отражает те перемены в библиографической деятельности, которые вызваны принятием новых стандартов, созданием полнотекстовых систем научной и учебной литературы и другими факторами, связанными с развитием электронной системы коммуникаций.
В издание включен новый материал о создании виртуальной справочной службы, электронных коллекциях и архивах. Приведены новые правила описания печатных и электронных документов. С учетом современных достижений представлены подразделы «библиографический поиск», аннотирование электронных ресурсов и многие другие. Раздел, посвященный отраслевым информационным ресурсам, обновлен с учетом тех изменений, которые произошли на современном информационном рынке.
Издание предназначено для широкого круга специалистов библиотечно-информационной сферы, а также для студентов и аспирантов вузов культуры, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».

СОДЕРЖАНИЕ
Редколлегия
Список авторов
Предисловие
РАЗДЕЛ 1. Библиографическая теория и практика
1.1.Теоретические концепции библиографической деятельности
1.2.Видовая структура библиографии
1.3.Библиографическая деятельность: перспективы развития
1.4.Сервисный подход к библиографической деятельности
РАЗДЕЛ 2. Универсальные информационные ресурсы
2.1.Состав и свойства информационных ресурсов
2.2.Нормативная база создания и использования информационных  ресурсов
2.3 Документ как объект библиографической деятельности
2.4 Общая характеристика документального потока
2.5 Структура документального потока
2.6. Закономерности развития документального потока
2.7 Библиографические центры Государственной системы научно-технической информации
2.8 Универсальные библиографические ресурсы
2.9 Сводные каталоги
РАЗДЕЛ 3. Информационные ресурсы отдельных отраслей знания
3.1.Экономика
3.2.Правовая информация
3.3.История
3.4.Педагогика
3.5.Языкознание
3.6.Художественная литература и литературоведение
3.7.Искусство
3.8.Естествознание и техника
РАЗДЕЛ 4. Библиографическая запись
4.1.Структура библиографической записи
4.2.Библиографическое описание отдельных видов документов
4.3.Индексирование документов
4.4.Аннотирование документов
4.5. Реферирование документов
РАЗДЕЛ 5. Создание библиографической продукции
5.1.Методика создания библиографических пособий
5.2.Общая технология создания библиографических баз данных
РАЗДЕЛ 6. Особенности создания отдельных видов продуктов
6.1.Проблемно-тематические указатели и базы данных
6.2.Краеведческие указатели и базы данных
6.3.Биобиблиографические указатели и базы данных
6.4.Электронные путеводители по справочным ресурсам
6.5.Электронные коллекции и архивы
6.6.Дайджесты, тематические подборки, досье
6.7.Новостные ленты
6.8.Обзорно-аналитическая продукция
РАЗДЕЛ 7. Библиографическое обслуживание читателей
7.1.Справочно-библиографический аппарат
7.2.Справочный фонд сетевых ресурсов в библиотеке
7.3.Виды библиографических запросов
7.4.Методика уточнения запросов
7.5.Библиографический поиск
6.1.Библиографическое информирование
7.1.Справочно-библиографическое обслуживание
7.2.Служба виртуальной справки
РАЗДЕЛ 8. Управление библиографической работой библиотеки
8.1.Библиографическая служба: цели и задачи
8.2.Управление библиографическими процессами
8.3.Планирование библиографической работы
8.4.Учет и оценка библиографической работы
7.1.Организация рабочего места библиографа
РАЗДЕЛ 9.Профессиональная среда библиографа
9.1.Профессия библиографа
9.2.Международные библиографические организации и центры
9.3.Профессиональные периодические издания и базы данных
РАЗДЕЛ 10. Библиографические исследования
10.1.Общая характеристика
10.2.Области применения библиографических исследований
10.3.Методы библиографических исследований
10.4.Информационная база библиографических исследований
Список стандартов, регламентирующих информационно-библиографическую деятельность
Предметный указатель
Список аббревиатур организаций
Список принятых сокращений

Дрешер, Ю. Н. Библиотерапия : теория и практика : учеб. пособие / Ю. Н. Дрешер ; науч. ред. Т. И. Ключенко. — Санкт-Петербург : Про¬фессия, 2008. - 272 с.
Это первое и не имеющее аналогов учебное пособие, в котором комплексно и системно представлены различные аспекты библиотерапевтического воздействия. Даны основы библиотерапии, общая характеристика специалиста-библиотерапевта, проанализировано взаимодействие библиотерапевта-руководителя и пациента/читателя. Освещаются теория и технология библиотерапевтического процесса, описываются основные средства библиотерапии и библиотерапевтические методики.
Данное пособие предназначено для студентов вузов культуры, педагогов, практических психологов, социальных работников, работников библиотек, в том числе лечебно-профилактических учреждений.
Для более глубокого знакомства с книгой предлагаю прочитать "введение".

Введение
Глобальной целью педагогической деятельности является всестороннее и гармоничное развитие личности, что подразумевает воспитание, обучение, образование, социализацию и творческое саморазвитие человека. На это направлен целый комплекс общественных наук, в том числе и активно развивающаяся междисциплинарная научная отрасль — библиотерапия.
В связи с новыми социальными реалиями библиотерапия оказалась очень востребованной. Это связано прежде всего с тем, что современный человек испытывает на себе воздействие комплекса негативных факторов, отрицательно влияющих на его психическое и физическое здоровье (неблагоприятная экологическая ситуация, ускоряющийся темп жизни и как следствие этого — нервные перегрузки, а также кризисы, конфликтогенные ситуации и многое другое). Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что в борьбе со всеми этими воздействиями, наряду с другими средствами, весьма эффективной может быть и библиотерапия, способствующая наращиванию адаптационного потенциала личности.
Библиотерапия часто рассматривается в основном как «лечение книгой», что заметно сужает круг решаемых данной научной сферой проблем. Наша задача — дать представление о библиотерапии как научной дисциплине и практической деятельности, имеющей целью целенаправленное воздействие через книгу на читателя/пациента в различных дискомфортных и кризисных ситуациях; информационно-психологическую защиту личности, ее адаптацию и коррекцию поведения. Основная задача библиотерапевтической деятельности библиотек — достижение определенной информационной и духовной гармонии личности.
Библиотерапевты, признавая наличие внутренних и внешних факторов, препятствующих развитию человека и ограничивающих реализацию его возможностей, видят основную задачу своей деятельности в ослаблении и даже устранении их воздействия. Человек обладает большей свободой действий, если он осознает свои потенциальные возможности и их пределы. Наибольшего эффекта при этом можно достигнуть на основе синтеза знаний различных наук. Чтение, например, очень часто считают простым навыком, при котором смысл и ценность прочитанного ставятся в зависимость от механической способности узнавать слова и сохранять в памяти факты. Книга как объект чтения, благодаря своему уникальному свойству, может действовать на человека «центробежно и центростремительно», оказывать существенную терапевтическую помощь в различных критических ситуациях с помощью образов, эстетического восприятия, подражания и т. п. Поэтому для клинической практики основная ценность библиотерапии заключается в том, что она обеспечивает значительный эффект: способствует адаптации личности к различным критическим ситуациям и ощутимо оптимизирует лечебно-реабилитационный процесс, оказывает профилактическое воздействие.
На современном этапе потенциал библиотерапии значителен, особенно в плане использования ее в лечебных целях, воздействия на психическое здоровье человека.
Практическое здоровье является важной составляющей общего здоровья человека. От состояния психического здоровья во многом зависят счастье и долголетие отдельного человека и процветание всей нации. В последнее время в состоянии психического здоровья населения России наметилась четкая тенденция к ухудшению.

Любое нарушение психического здоровья связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, с другой — с воздействующими на него факторами — чрезмерными психическими нагрузками, вызывающими стресс, и психотравмами.
В борьбе за психическое здоровье человека библиотерапия основную роль отводит литературе.
Библиотерапия имеет двойную направленность — клиническую и гуманистическую: способствует выздоровлению больного человека, с одной стороны, с другой — помогает здоровым людям приспособиться к окружающей действительности, повышает уровень межличностных контактов.
Вот почему в различных странах мира, в том числе в России, ведутся серьезные изыскания в данной области, а разработанные исследователями библиотерапевтические методики находят широкое практическое применение.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение  
1.Основы библиотерапии
1.1.Библиотерапия. Общее понятие
1.2.Библиотерапевтическая антропология — теоретический базис библиотерапевтического процесса
1.3.Библиотерапевт — организатор и руководитель библиотерапевтического процесса (общая характеристика)
1.4. Основные социальные институты и библиотерапевтический процесс
2.Теория и технология библиотерапевтического процесса
2.1.Библиотерапевтический процесс — основополагающие идеи и принципы
2.2.Содержание библиотерапевтического процесса
2.3.Основные средства и возможности библиотерапии
2.4.Система библиотерапевтических методов 84
2.5.Организация и управление библиотерапевтическим процессом
3.Книга как источник знаний, духовного обогащения и здоровья человека  
3.1.Наука о чтении  
3.2.Книга и социализация личности  
3.3.Книга и общество 
3.4.Работа с книгой
3.5.Основные направления психотерапевтического воздействия книги на личность  
4.Книга и читатель  
4.1.Использование различных видов литературы в работе библиотекаря с читателем  
4.2.Психотерапевтические ресурсы книги  
4.3.Работа над книгой различных категорий читателей
4.4.Комплектование фондов библиотек литературой,
предназначенной для использования в библиотерапевтических целях  
4.5.Организация обслуживания читателей в процессе библиотерапии  
Литература
Приложения
Приложение 1. Интеллект: определения и классификация  
Приложение 2. Авторский проект стандарта требований по подготовке библиотекаря-библиотерапевта
Приложение 3. Компоненты общения
Приложение 4. Памятка библиотекарю, участвующему в библиотерапевтических мероприятиях

Комментариев нет:

Отправить комментарий