четверг, 18 февраля 2016 г.

Метод. подсказки

2016 – Год российского кино
Дорогие коллеги!
Как известно, 2016 год объявлен в России Годом российского кино и внимание к этой теме сейчас очень большое (Указ Президента Российской Федерации от 07.10.2015 г. № 503). Уже начал свою работу официальный сайт Года российского кино. К Году кино-2016 Министерство культуры представило официальную эмблему Года. 
Весь материал по этой теме собирается в нашем блоге в постоянной рубрике «Год российского кино»
Предлагаю в помощь библиотекарям по этой актуальной теме метод. подсказки, которые включают в себя:
1) Вступление. Экранизация произведений художественной литературы как способ продвижения чтения
2) Даты по кино
3) Афоризмы и цитаты о кино
4) Опыт работы библиотек к Году кино
5)Викторина для любителей кино
6) Формы и названия мероприятий к Году российского кино
7) КИНО – в ИНТЕРНЕТ (сайты, посвященные кино)
8) Интересные и полезные ссылки
В связи с большим объемом информации публикую первую часть поста (до 6-го пункта).  Продолжение следует.
1) Вступление. Экранизация произведений художественной литературы как способ продвижения чтения
Можно ли не любить кино? В наше время, когда колоссальная, по своим масштабам, кино-индустрия обладает такими техническими возможностями, которых достаточно для воплощения любого художественного замысла, кажется, что такой вопрос просто неуместен. Кино прочно вошло в нашу повседневную жизнь.
В современной художественной культуре кино – единственное из всех искусств, развитие которого от самого его зарождения прошло на глазах ныне живущего поколения. За сто лет существования кинематограф совершенствовался, менялся, преобразовывался в новые экранные варианты. За небольшой период времени, каковым является один век в истории развития искусства, кино проделало колоссальный путь от немого кино до фильмов, создаваемых с помощью компьютеров, экспериментальных опытов виртуальной реальности, спецэффектов. Сегодня уже нет сомнений в том, что кино, сюжетные фильмы не только являются искусством, но и формируют мнения, вкусы, язык, одежду, поведение и даже внешний облик публики.
С развитием языка кино, эволюцией жанров, появлением киноавангарда и «интеллектуального» кино, становлением ведущих национальных кинематографий и увеличением количества фильмов, признанных настоящими шедеврами, споры про статус кино в системе культуры перестали быть актуальными. 
Каждый визуальный язык выполняет ряд исходных функций в системе культуры: информационную, пропагандистскую, развлекательную и компенсаторную. Кинематограф, являясь системой со сложной структурой, реализует все функции средств массовой коммуникации – информационную, воспитательную, поведенческую, развлекательную. Контакт фильма и публики строится не на основе передачи и усвоения информации, а на основе сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир.
Кино – одно из самых молодых и в то  же время одно из самых массовых искусств. Влияние кино на человека на сегодняшний  день заметно  и бесспорно, особенно среди детей и молодежи. Тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией, неконтролируемой подаче информации  различной аудитории,  что  пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. Сегодня психологи и социологи всего мира бьют тревогу по поводу насилия на экране, кровавых компьютерных игр, цинизм которых  рушит  все нравственные барьеры. Подростковая преступность в стране приобретает масштабы национального бедствия, и среди прочих социальных причин многие исследователи называют низкопробные боевики и фильмы с реальными сценами насилия и убийств. После отмены цензуры в средствах массовой информации в России на рубеже 90-х годов ХХ века на кино-, теле-, компьютерных экранах демонстрировались без соблюдения возрастных ограничений тысячи отечественных и зарубежных произведений, содержащих эпизоды насилия.
С приходом интернета доступ к мировой фильмографии стал неограничен.Теперь любой человек, владеющий подключенным  к  Сети компьютером, может смотреть фильмы онлайн. Это очень удобно и позволяет  решить  целый  ряд проблем,  с  которыми  ранее  сталкивались любители кино.  Но  нельзя  забывать, что далеко не все из представленных фильмов можно показывать детям.
Как могут построить свою работу библиотеки в Год кино? Конечно, на сопоставлении кино и книги, взяв во внимание юбилеи книг – экранизаций, юбилеи авторов экранизированных произведений, юбилеи известных актеров, имеющих принадлежность к определенной местности (краеведческий компонент). Главное, во главу всех мероприятий должна быть поставлена КНИГА. Книга, которая стала основой экранизации.
Экранизация произведений художественной литературы как способ продвижения чтения
В современном мире, люди живут в быстром темпе,  и не всегда находится время для чтения. С проблемой не читающего социума столкнулись все страны мира. Разработано множество педагогических, психологических, библиотечных, медийных и др. методов продвижения чтения.
Среди медийных методов наиболее действенным является экранизация художественных произведений.
Экранизация - постановка кинофильма по мотивам иного произведения искусства (чаще всего, по литературному произведению). Она интерпретирует языком кинематографа произведения другого жанра. Литературные произведения являются основой экранных образов кино с первых дней его существования, так одни из первых экранизаций — работы основоположников игрового кинематографа Жоржа Мельеса, Викторена Жассе, Луи Фейяда перенесшими на экран работы Дж. Свифта, Д. Дефо, И. В. Гете.
На протяжении почти всей истории кино и вплоть до настоящего времени среди искусствоведов и, в частности, киноведов широко распространенной была точка зрения, что экранизация есть своеобразный «перевод» с языка литературы на язык кино.
Основываясь на истории кино можно выявить три вида экранизации:
1. Прямая экранизация (буквальное переложение) - экранизация, повторяющая книгу, дающая зрителю возможность еще раз, только уже в формате кино соприкоснуться с первоисточником. Примерами такой экранизации могут служить кинофильмы «Гарри Поттер» Криса Коламбуса, «Собачье сердце», многие европейские сериалы, снятые по классике (экранизации Ч. Диккенса, В. Шекспира, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), в которых скрупулезно, серия за серией, передается книга во всей ее красе, иной раз совершенно буквально, до всех диалогов и закадровых текстов.
Экранизации такого вида почти всегда являются добротными фильмами, которые приятно посмотреть. Иногда прямая экранизация создает шедевр. Так, например, фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» стал чем-то большим, чем аккуратное, уютное и непритязательное переложение известного текста на экран.

2. Экранизация по мотивам. Ее цель - показать знакомое произведение в новом ракурсе. Часто подобная форма используется, когда книгу физически нельзя перенести на киноэкран буквально из-за несоответствия объемов, политической интерпретации, или когда действие в книге замкнуто на внутренних переживаниях героя, которые трудно показать без преобразования в диалоги и события. Экранизация этого типа не строго соответствует первоисточнику, но передает главное, добавляя что-то новое. Таких экранизаций в истории кино подавляющее большинство. В качестве примера можно привести «Питера Пэна» Пи Джея Хогана (в котором сказка Дж. Барри осовременнилась и обрела новый контекст, став интересной нынешним детям и подросткам) и большинство советских экранизаций детских книг: от «Мэри Поппинс, до свиданья!» до «Красной шапочки», которые часто являлись достойным переложением книги на киноязык.

3. Общая киноадаптация ставит целью создание на материале книги нового, самобытного кинопроизведения, которое взаимосвязано с первоисточником и дополняет его. Удачные примеры - фильмы Тарковского («Солярис» и «Сталкер»), «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Это кино, в котором делается шаг вперед по сравнению с обычными экранизациями. Оно не просто переносит первоисточник на экран, но совершает открытия в сфере кинокультуры и киноязыка.
Любая экранизация, даже самая отдаленная от первоисточника, использует идеи, материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. То есть берет ресурсы исходного текста и распоряжается ими. И потому справедливо, что именно по степени реализации этих ресурсов мы будем оценивать результат. Перефразируя А. Сент-Экзюпери, можно констатировать: «...экранизирующий в ответственности за то, что экранизирует».

На фоне «кризиса чтения», экранизация становится действующим способом поддержки и продвижения чтения. Премьера фильма «Обитаемый остров», снятого по одноименному роману братьев Стругацких, вызвала заметное увеличение спроса на книгу. 
Далеко не все молодые люди любят читать - сейчас достаточно самых разнообразных занятий, увлечений - интернет, компьютерные игры, спорт, однако показать экранизацию действительно важного и поучительного литературного произведения - значит донести идею автора не в текстовой, а в  визуальной форме. Ведь смотреть фильмы, так или иначе, любят все. 
Таким образом, литература и кино - разные виды искусства, у каждого из них свои средства передачи чувств, эмоций. Но при их правильном объединении, мы имеем прекрасные экранизации. Книга и кино в этом случае дополняют друг друга, представляют собой единое целое.
В экранизации используются специальные средства передачи, и очень часто фильм представляет под другой точкой зрение знакомое произведение, обуславливая его повторное прочтение.
2) ДАТЫ по КИНО
Кинематографические даты в 2016 году
8 январяДень детского кино. Был учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со 100-летием первого показа кино для детей.
6 марта - Международный день детского телевидения и радиовещания (1994) (первое воскресенье)
25 марта – Международный день спортивного кино
6 апреля – День мультфильма
27 августа - День российского кино. Отмечается согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 01.10.1980 года «О праздничных и памятных днях».
28 октября - Международный день анимации. Был учрежден по инициативе французского отделения Международной ассоциации анимационного кино (The International Animated Film Association, ASIFA) в 2002 году в честь 110-летия публичного представления первой анимационной технологии.
21 ноября – Всемирный день телевидения.
9 декабря – Всемирный день детского телевещания. 
28 декабря - Международный день кино. Отмечается в память первого показа широкой публике короткометражного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» в 1895 году в Париже.

3) Афоризмы и цитаты о кино
Фотография - это правда. А кино - это правда 24 кадра в секунду. Жан-Люк Годар
Продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря обычного зрителя. Алфред Хичкок
В фильме должно быть начало, середина и конец, - но не обязательно именно в этом порядке. Как и в жизни. Жан-Люк Годар
Все-таки жаль немого кино. До чего приятно было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно! Чарли Чаплин

Три главные составные части фильма: сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Стивен Спилберг

В моих фильмах женщины появляются либо голыми, либо мертвыми. Джоэл Силвер

Каждый мой фильм — последний. Ингмар Бергман
Кино родилось на ярмарке, и через сто лет вернулось туда же. Агнешка Холланд

В игровом кино режиссер — это Бог, а в документальном Бог — режиссер. Алфред Хичкок
Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино. Роман Полански
Когда Ингрид Бергман появляется на экране и говорит: «Привет!» — все удивляются, кто написал этот замечательный диалог. Лео Маккэри
Таких звезд можно пересчитать по пальцам одной руки — если отрезать пару пальцев. Квентин Тарантино об Уме Турман
Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность. Фаина Раневская
Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту. Бернардо Бертолуччи
Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать. Алфред Хичкок
Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители. Фрэнк Капра
Трагедией немого кино были ненужные надписи, трагедия нынешнего — ненужные диалоги. Рене Клер
Режиссер — это Колумб на корабле. Он хочет открыть Америку, а команда хочет домой. Федерико Феллини

Кино дает возможность без всякой опасности испытать восторг, страсти и желания, которые в обычной жизни обязательно подавляются! Карл Юнг

Фильм должен беспокоить зрителя как камешек в ботинке. Ларс Фон Триер
Если актер должен плакать, снимайте его со спины. Не демонстрируйте зрителям слез. Всем известно, как люди плачут, лучше покажите плечо или спину. Это гораздо сильнее действует на воображение. Кшиштоф Кесьлевский
В кино вместо бюста нужно показывать сердце. Джина Лоллобриджида
Кино – это управление невыразимым. Ингмар Бергман
Кино – это жизнь, из которой вырезано всё скучное. Алфред Хичкок

Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!". Фаина Раневская
Кинозвезда - это человек, сидящий на сахарном троне под проливным дождем. Марлон Брандо
Голливуд — это место, где тебе платят тысячу долларов за поцелуй и пятьдесят центов за твою душу. Мэрилин Монро

Бывают удивительно своевременные изобретения. Например, широкоформатное кино появилось как раз тогда, когда актеры на экране стали большую часть времени проводить лежа. Макс Фавелли

Психологический вестерн: фильм, в котором ковбой уже умнее, чем его лошадь. Андре Гиллуа

Туземцы южных морей делят американские фильмы на два типа: «чмок-чмок» и «пиф-паф». Хортенс Паудермейкер

У кино — две функции: отображать окружающую реальность и создавать новую. Зигфрид Кракауэр
Кино: цитаты и афоризмы
Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда.
Эльдар Рязанов

Я навсегда запомнила один момент. Мой сын, он был тогда маленький, сказал: «Мама, помнишь, в кино была одна девочка? Монстр на нее нападал, и никто не защищал девочку от монстра?» Я с трудом припомнила, что мы иправда смотрели с ним какой-то дурацкий, совсем слабенький фильм про пришельцев. Я его и пересказать бы не смогла. А он снова: «Мама, помнишь: монстр нападает, а девочку никто не защищает!» Я говорю: «Помню». А он снова о своем, и опять одно и то же. Тогда я потеряла терпение. Говорю: «Да сколько можно! Неужели так страшно?» И забыла об этом. А он так поморгал-поморгал и больше уже не переспрашивал. А потом, уже много позже я поняла: его ведь даже не монстр испугал, а то, что девочку никто не защищал.
Дмитрий Емец. ШНыр. Глоток огня

Я – одна из самых бездарных людей. Все, что я могу делать – это лишь сниматься в кино.
Дженнифер Лоуренс

В 3D нет ничего хорошего. Вот моё мнение о 3D: его втюхивали в пятидесятые, потом и в восьмидесятые, а затем в 2010... Раз в тридцать лет. Прямо как туберкулёз! Вспыхивает раз в поколение. Нужно побороть его антибиотиками и жить дальше.
Дара О Бриэн

Сниматься в кино после игры в театре – восемь раз в неделю играя Вальмона – отдых и удовольствие.
Алан Рикман

Я понимаю, что не меняю ход истории. Я снимаюсь в фильмах – вот и все. Все актеры — клоуны, которых нанимают и платят за это деньги. Историю мы не вершим, и лично я отлично отдаю себе в этом отчет.
Леонардо Ди Каприо

Американцы привыкли верить, что только их фильмы, только их звезды и только их «Оскар» есть то единственное важное и интересное, что происходит во всем мире кинематографа. Остальное для них – этакая тараканья возня.
Никита Сергеевич Михалков

Я уверен, что половину впечатлений от фильмов люди получают, еще даже не посмотрев их. Они приходят в кинотеатр, заранее зная все из журналов и из телевизора. Это ужасно. Я люблю такое кино, о котором вообще ничего не известно. Это, правда, случается все реже и реже.
Джефф Бриджес

Культурный американец не признает за отечественной кинематографией права называться искусством. Больше того: он скажет вам, что американская кинематография – это моральная эпидемия, не менее вредная и опасная, чем скарлатина или чума. Все превосходные достижения американской культуры – школы, университеты, литература, театр – все это пришиблено, оглушено кинематографией.
Илья Ильф и Евгений Петров. Одноэтажная Америка

— Это все Голливуд, — размышляла как-то моя лучшая подруга над причинами такого количества разбитых женских сердец. — В конце каждого фильма женщина уезжает с принцем в сказку. Все понимают, что полное фуфло, а в глубине души тем не менее надеются — а вдруг не фуфло? Всю жизнь мечутся в поиске именно такого счастья. Наступают на одни и те же грабли, страдают, клянут мужиков и снова ищут. Чтобы все как у всех. У кого «у всех» — непонятно. Ведь ни у одной никогда не было этого голливудского счастья. Но все его исступленно ищут.
Елена Котова. Кащенко! Записки не сумасшедшего

Кино, как и любое искусство, должно созидать душу, а не разрушать её. Для добра, а не для зла мы сотворены и этого никто не отменял. К сожалению, эти простые истины сегодня забыты.
Тамара Германовна Якжина

В фильме... видишь только то, что хочет сказать режиссер и что играют актеры. А при чтении ты представляешь себе героев сам, сопереживаешь им, живешь вместе с ними.
Олег Рой. Человек за шкафом

Наше кино, конечно, сейчас пребывает в кризисе. Не делают фильмы про войну современные кинорежиссёры. В современных фильмах о войне есть всё: и графика, и спецэффекты... и камеры летают, а не трогает. Почему? Потому что зачастую фильмы о войне — те, советские, снимали фронтовики. Они это пережили, это часть их, это вплавилось в их души. И, конечно, эти фильмы были пронзительными.
Пояснение к цитате: 
Интервью программе "Постскриптум".
Егор Кончаловский

Я ничего не умею в жизни, но зато на экране всё.
Роми Шнайдер

Раньше, в молодости, меня критики не очень-то жаловали. Зато сейчас, спустя пятьдесят лет после выхода первого фильма, я чувствую во Франции тепло и любовь по отношению к моей Анжелике, к ее безумным и увлекательным приключениям. Нужно уметь ждать — и, возможно, тебя полюбят. Главное — не умереть до того времени.
Мишель Мерсье
4) Опыт работы библиотек к Году российского кино
Дискуссионный видеосалон 
«Классика на экране: читаем, смотрим, обсуждаем»
Сотрудники ГДБ  им. А.С. Пушкина г. Сарова разработали и активно внедряют проект – дискуссионный видеосалон  «Классика  на экране: читаем, смотрим, обсуждаем». Они предлагают своим читателям взглянуть на классические произведения русских писателей под новым углом, через экранизацию и обсуждение.
Дискуссионный  видеосалон  -  это  комплексное  мероприятие.  В программу  его, как правило, входят: громкие чтения;  просмотр выбранных эпизодов  фильма;  постановка проблемных вопросов по сюжету книги/фильма; их обсуждение. Важно, чтобы в дискуссии участвовали  не  только  подготовленные  читатели,  но  и  те, кто не читал данное произведение. 
На этой странице - даны методические рекомендации и материалы к проведению  дискуссионного видеосалона  по  повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Видеозал – опыт работы 
Темы видеоуроков
«Давным-давно была война»  к 70-летию Великой Победы  для дошкольников и младших школьников в рамках республиканской акции «Дети войны». Детям, особенно таким маленьким, трудно рассказывать о войне, однако  с помощью современных технологий библиотекарю удалось не только привлечь внимание малышей, но и удержать их интерес на протяжении всего урока.
«День музыки» знакомит детей с семью нотками, рассказывает об особенностях звучания каждого музыкального инструмента. Если собрать все инструменты, получится оркестр. Используются фрагменты из мультфильмов «До-ре-ми», «Маша и Медведь», «Маленькие сказки большого леса».
«Дядя Степа — милиционер» по творчеству Сергея  Михалкова. Чтение стихотворения о дяде Степе (запись фирмы  «Мелодия»), рисунки из детских книг, нарезки из передачи «Будильник».
Литературный час, посвященный творчеству П.А. Синявского — российского писателя, поэта, лауреата литературных премий имени К.Чуковского (2009) и имени С.Михалкова (2010). Под устный рассказ библиотекаря о писателе на экране демонстрируются красочные иллюстрации из книг, журнала  «Мурзилка». Ребята узнали, что автором многих замечательных песен из любимых мультфильмов является Петр Синявский. 
К Новому году библиотека подготовила для своих маленьких пользователей  видеоурок «Здравствуй, Зимушка-Зима!». Видеоурок  состоит из пяти маленьких частей:
«Зимняя прогулка». Вместе с героями телепрограммы «Шишкин лес» дети отправятся на прогулку по зимнему лесу.
«Как сделать снежинку своими руками»
«Снежные загадки». На экране в стихотворной форме задается загадка, а когда ребята угадывают ответ, появляется изображение отгадки.
«Зимние мультфильмы»
В конце каждого видеоурока детям обязательно показывают мультфильм по теме.

Создаем просветительские фильмы
Сотрудники Интеллект-центра ЦБС г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа для рекламы классической литературы разработали и реализуют уникальный арт-проект «Кабинетные  размышления  о классиках  –  избранные  вопросы  для  молодых современников». Проект построен по принципу литературного видеоперформанса, т.е представления.  На интерактивном стенде молодые люди пишут вопрос, а сотрудники Интеллект-центра отвечают на него в виде фильма. Уже создано несколько просветительских фильмов: 
- фильм первыйАнтон Павлович Чехов. Вопрос к Чехову – «Что такое любовь?»;
- фильм второй  –  Николай Васильевич Гоголь. Был оставлен вопрос Гоголю: «Так о чем же Ваши произведения?»;
- фильм третий  –  Лев Николаевич Толстой. Вопрос  прозвучал так: «Чего я хочу? В чем смысл жизни?»;
- фильм четвертыйИван Александрович Гончаров. Вопрос: «Что такое счастье?».
Все  фильмы  транслировались  на  местном  телевидении.  Был организован просмотр  и обсуждение их на уроках литературы с учащимися.  
Подробнее:  Курбатова,  Е.  В.  Продвижение  классической  литературы среди  детей  и молодежи:  методическая  консультация.  –  Режим  доступа: http://ru.calameo.com/read/00227396452a1b07a43df 

Привлекаем молодежь к созданию видеороликов
Сотрудники ГДБ им. А.С. Пушкина г. Сарова для привлечения молодых людей к чтению классической литературы используют интерес молодежи к компьютеру: в этой библиотеке реализуется  проект «Я  с  книгой  у компьютера».  В  рамках  этого  проекта ребятам  было предложено участвовать в конкурсе по созданию виртуальной книги стихов А.С. Пушкина. 
Ребята должны были оформить одно из стихотворений (на свой вкус) в электронном виде. Так, ребята не только осваивали новые компьютерные программы, но  и читали стихи А.С. Пушкина.
Подробнее: Курбатова,  Е.В.  Продвижение классической литературы среди детей и молодежи: методическая консультация. - Режим доступа: http://ru.calameo.com/read/00227396452a1b07a43df 
В этой консультации также можно прочитать и о других формах по продвижению классической литературы среди молодежи.

Создаем видеопосты
Букблогеры  (или  буктьюберы)  -  так  называют  себя  ребята, делающие  видеопосты  с книжными обзорами. Ролики милы и привлекают своей непосредственностью. Они  –  как реклама прочитанных книг. 
Подробнее  о  движении  букблогеров  (буктьюберов)  читайте  на  блоге журнала «Современная библиотека»  
Здесь же можно посмотреть и несколько видеороликов. 
А  о  первом  опыте  создания  видеоролика  в  формате буктьюберов – на странице  блога «Библио – S – путник» 

Использование интерактивных плакатов, пресс-клиппинга в рекламе библиотечных фондов и не только
Клиппинг (пресс-клиппинг) - ретроспективный мониторинг средств массовой информации, подборка публикаций в средствах массовой информации, осуществляемых по определенной теме (поводу). 
Пресс-клиппинг - мониторинг, свод публикаций в прессе. В виде пресс-клипинга можно оформить интерактивный  плакат,  небольшой список литературы.  На таком плакате с каждого, например, раздела дается ссылка на полный текст статьи, что, конечно, хорошо. Такую интерактивную форму можно использовать, в основном, в виртуальном пространстве. Но, применив QR-код, можно сделать такой плакат и печатным.
«Читаем книгу, смотрим кино!»
Сотрудники библиотеки им. И. Киселева организовали постоянно действующую выставку «Читаем книгу, смотрим кино!». Отслеживая телевизионные программы и анонсы кинопремьер, библиотекари предлагают читателям сначала прочитать книгу, а затем посмотреть экранизацию. Экспозиция сопровождается информацией об авторе, рекомендательными списками произведений. У читателей появилась возможность сравнить книгу и фильм, поделиться своим мнением с другими. 
Источник: Родина О.В. Реклама – двигатель… чтения/ О.В. Родина, А.В. Соломенная // Современная библиотека. – 2012. - № 3. – С. 33-35.

Киноуроки в библиотеке 
Киноуроки в школе чаще всего проходят по истории и литературе. Можно проводить их и в библиотеке. Обычно киноурок сводится к просмотру актуального фильма и последующему разбору. Это само по себе уже неплохо, но есть смысл более креативно и серьёзно отнестись к разработке такого занятия. В блоге «БиблиоМаяк» приведен план проведения киноурока
  
Кинотеатр + библиотека
Идеи предлагает Елена Васильевна Полях, заведующая сектором отраслевой литературы ЦГБ.
Кино, снятое по известным литературным произведениям, всегда становится событием. Конечно, в библиотеках организуются выставки, дается реклама на сайтах. Интересно было бы предложить книгу и информацию об авторе прямо в фойе кинотеатра. Время перед сеансом есть, можно и книжку полистать, и журнал, а можно взять памятку-листовку с информацией (о книге, авторе, кино, библиотеках, сайтах и т.п.). А уж после просмотра вдруг кто-то и книгу возьмёт! Ведь после экранизации «Великого Гэтсби» книга вышла на первые места в рейтингах. Конечно, это должен быть не просто столик с литературой, а что-нибудь празднично-завлекательное.

Герои мультфильмов рекомендуют читать 
В центральной детской библиотеке г.Североморска на младшем абонементе живут Смешарики, и каждый из них представляет книги определенного раздела фонда.
А минские библиотекари предлагают детям участвовать в игре «Смешарики». Нужно искать смешарика в книжке, на которую указывает загадка. Остальные загадки здесь: http://blog.childlib.by/ot-metodistov/igra-smeshariki/  
Образы мультяшных героев можно использовать для постоянного оформления библиотеки (или ее отдела), для цикла выставок или одной выставки, для того, чтобы обратить внимание на определенную книгу, для оформления разделов фонда, для ярких книжных закладок типа «Рекомендует Крош», «Любимая книга Нюши» и т.д. Герои мультфильмов могут рекомендовать как художественные книги, так и отраслевые, и ребенок с большим доверием отнесется к рекомендации любимых героев. Естественно, что в библиотеках можно использовать не только и даже не столько образы смешариков. Нужно следить за «мультипликационной модой», за рейтингом популярности мультфильмов. Так, сейчас у девочек популярен мультсериал «Дружба – это чудо», каждая героиня которого имеет свои ярко выраженные черты характера, свои увлечения, поэтому может представить в библиотеке и свои книги. Например, Рарити – о том, как быть красивой, Эпл Джек – о природе, Флатершай – о животных, Пинки Пай – о праздниках и т.д. А все вместе они могут порекомендовать читателям книги о дружбе, магии, волшебстве, да и многое другое. К тому же, серия № 16 (2 сезон) рассказывает о том, как интересно читать, а читающих пони называют «головастыми». Мультфильм «Фиксики» просто создан для того, чтобы привлечь внимание детей к книгам по технике, «Маша и медведь» - к сказкам, «Белка и Стрелка» - к книгам о космосе и т.д. Естественно, что при использовании образов мультипликационных героев обязательно нужно учитывать возраст детей, иначе можно добиться обратной реакции («Что я маленький?»)

Круглый стол «Кино как средство духовно-нравственного воспитания».
Вопросы к круглому столу:
«Как кино влияет на нашу жизнь?»; «Какие фильмы нам нужны?»; «В каком кино нуждается современный зритель?»; «Какие фильмы имеют нулевую ценность?»; «Что должно лежать в основе исторического кино?»; «Должен ли быть на кино государственный заказ?»; «Нужно ли экранизировать классическую литературу?», «Мыльные сериалы»: плюсы и минусы» (точка зрения зрителя).

Приглашаем на выставку о кино!
27 августа в России отмечается День кино – профессиональный праздник кинематографистов и любителей кинематографа. К этой замечательной дате сотрудники библиотеки №10 г. Волгодонска подготовили интересную развернутую книжную выставку «С книжных страниц – на большой экран», которая посвящена роли киноискусства в духовной жизни современного человека.
Выставка состоит из пяти разделов, их содержание поможет расширить ваши представления о значении кинематографа, о взаимовлиянии и взаимодействии кинематографа, литературы, театра и музыки.
Открывает экспозицию рубрика «Кино как форма продвижения классики». Здесь представлены произведения Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Гоголя, А. Чехова, чьи художественные шедевры многократно экранизированы.
В разделе «Донские мастера реализма» вы увидите произведения наших земляков – М. Шолохова, А. Калинина. Фильмы, поставленные по их романам, особенно любимы зрителями.
Под рубрикой «Детский киносеанс» собраны книги А. Курляндского, К. Булычева, Е. Велтистова, Г. Троепольского, ставшие классикой детского кино.
Следующая полка называется «Война против разума и души». Здесь представлены книги авторов – Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Богомолова.
Завершает выставку раздел «Кино: многоликое и неисчерпаемое». Книги, собранные под этим заголовком, помогут вам ответить на такие вопросы, как: 
- каков современный стиль в кино?
- чем отличается язык кино от языка театра?
- в чем отличие телефильма от кинофильма?

Книжная выставка «Если Вам понравился ФИЛЬМ, Вам понравится и КНИГА!”  - это выставка, где представлены произведения, по которым был снят художественный фильм. Здесь могут экспонироваться  книги для любой читательской аудитории.
5) Викторина для любителей кино
1.Какую скульптуру с 1947 года регулярно показывали в отечественном кино?»  («Рабочий  и  колхозница»  В.  И. Мухиной ― эмблема  киностудии «Мосфильм»).
2.Когда впервые состоялся первый Московский международный кинофестиваль? (В 1935 году по протекции И. В. Сталина, потом более 20 лет не проводился).
3.«Какой фильм открывал первый Московский кинофестиваль?» («Чапаев» братьев Васильевых).
4.В каком году был возобновлен Московский кинофестиваль? (В 1959 году. Стал проводиться каждые два года, а начиная с 1997 года  ―  ежегодно. В 1998 году не проводился из-за финансовых проблем).
5.Главный приз Московского кинофестиваля был учрежден в 1989 году. Как он называется? («Золотой Святой Георгий»).
6.Назовите второй по величине после ММКФ российский кинофестиваль? («Кинотавр»).
7.Какую историческую неточность можно заметить в знаменитом фильме «Александр Невский» режиссера С.Эйзенштейна? (В фильме ни перед битвой, ни даже при начале храмового звона не крестится ни новгородский народ, ни князь. Но объяснение тому — идеология советского времени).
8.В каком фильме Г.В. Александрова Леонид Утесов снялся со своим джазовым ансамблем? («Веселые ребята»).
9. «Какая кинокартина стала самой дорогой лентой в истории советского кино – ее бюджет составил около 25 млн долларов?»  («Война и мир»  С. Бондарчука).
10.Для съемок какого фильма в 60-е годы прошлого века был сформирован 11-й отдельный кавалерийский полк, прозванный главным киношным полком страны? («Война и мир», С. Бондарчук).
11.К какой памятной дате снимался фильм режиссера Сергея  Бондарчука «Они сражались за Родину»? (Картину снимали к 30-летию Победы в ВОВ по главам недописанного романа Шолохова).
12.В каком фильме прозвучала песня со словами: «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве»? («Свинарка и пастух», режиссер И.А. Пырьев).
13.Героиня какого фильма-сказки поет песню «Добрый жук»? («Золушка»).
14.В каком фильме главного героя называли «морским дьяволом»? («Человек-амфибия»).
15. Как звали главную героиню киносказки «Морозко»? (Настенька).
16. Настенька надевает Иванушке на голову бадью, и он превращается в медведя. В каком фильме-сказке Александра Роу это происходит? («Морозко»).
17. Во время какой войны происходит действие фильма «Гусарская баллада»? (Отечественная война 1812 года).
18. «Какая пьеса Островского была дважды экранизирована в советское время?»  («Бесприданница» режиссера Я. Протазанова (1937) и «Жестокий романс» Э. Рязанова (1984).
19. Какое одно название двух разных фильмов объединяют актеров Надежду Румянцеву и Брюса Уиллиса? («Крепкий орешек»).
20. Первая серия какого фильма называлась  «Бриллиант почти не виден», а вторая — «Костяная нога»? (Бриллиантовая рука).
21. Как зовут главного героя кинокомедии «Бриллиантовая рука» Горбункова? (Семен Семеныч).
22. Во что герой фильма «Бриллиантовая рука» пытался превратить  брюки на показе мод? (В оригинальные шорты).
23. Героем какой комедии режиссера Данелия был летчик Валико? (Мимино).
24. В какой комедии звучит песня в исполнении Вахтанга Кикабидзе  «Чито-грито»? («Мимино»).
25. В каком отечественном фильме впервые прозвучала песня «Десятый наш десантный батальон»? («Белорусский вокзал»).
26. Назовите комедийный фильм о похождении Кости Иночкина в пионерском лагере? («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»).
27. Какой поистине героический поступок совершили мальчишки, чтобы изобразить эпидемию в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»? (Прыгнули в жгучие заросли крапивы).
28. Какой киногерой в одной комедии разъезжает на ишаке, а в другой создает «машину времени»? (Шурик. «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию»). 
29. В какой кинокомедии Леонида Гайдая прозвучала песня «Постой,  паровоз» («Операция “Ы”»).
30. У цирка на Цветном бульваре стоит памятник Юрию Никулину. Актер в клоунском костюме с укороченными рукавами и брюками выходит из машины—уменьшенной копии кабриолета из этого фильма. Какого? («Кавказская пленница»).
31. Знаменитая троица Моргунов, Вицин, Никулин снялась в четырех фильмах Леонида Гайдая и лишь в одном фильме Э. Рязанова. В каком? («Дайте жалобную книгу»).
32. Как зовут главную героиню фильма-сказки «Аленький  цветочек»? (Аленушка).
33. Героиню какого детского фильма называли «Леди совершенство»? («Мэри Поппинс, до свидания»).
34. В каком фильме-сказке звучит песня о брадобрее, который стриг зверей? («Мэри Поппинс»).
35. По произведению какого американского писателя создан фильм «Сердца трех»? (Джека Лондона).
36. Какому российскому иконописцу посвящен один из фильмов Андрея Тарковского? (Андрею Рублеву «Андрей Рублев»).
37. В каком фильме Станислава Ростоцкого прозвучала фраза:  «Счастье  ― это когда тебя понимают? («Доживем до понедельника»).
38. В каком фильме Ростоцкого состоялся актерский кинодебют Ольги Остроумовой? («Доживем до понедельника»).
39. В каком фильме Василий Шукшин и Лидия Федосеева-Шукшина сыграли супругов Ивана и Нюру Расторгуевых? («Печки-лавочки»).
40. В каком фильме таможенник Верещагин поет песню «Ваше благородие…»? («Белое солнце пустыни»).
41. Какое животное открыло клетки с тиграми в кинофильме «Полосатый 
рейс»? (Обезьяна).
42. Герой фильма «Гараж» занимался выведением морозоустойчивых обезьян, пригодных для этой нелегкой работы в сибирской тайге. Что это за работа? (Сбор кедровых шишек, орехов).
43. Какому виду спорта посвящены отечественные фильмы «Удар, еще 
удар» и «Одиннадцать надежд»? (Футболу).
44. С каким актером Александр Абдулов исполняет песню «Уно моменто»  в фильме «Формула любви»? (Семен Фарада).
45. Как называется советский фильм по роману Дюма «Граф Монте-Кристо»? («Узник замка Иф»).
46. В каком городе ищут клад герои фильма «Невероятные приключения 
итальянцев в России»? (В Ленинграде).
47. По роману каких писателей снят телесериал «Место встречи изменить нельзя»? (Братьев Вайнеров «Эра милосердия»).
48. За всю историю существования кремлевских звезд их отключали  всего два раза: во время Великой Отечественной войны (в целях маскировки) и в 1996 году во время ночных съемок этого фильма (для исторической достоверности). О съемках какого фильма идет речь? («Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова).
49. Имя какого киногероя из знаменитой кинокомедии носит  открывшийся в июле 2002 года в Москве Музей угонов автомобилей? (Юрия Деточкина — угонщика автомобилей из кинокомедии «Берегись автомобиля»).
50. Какую пьесу Шекспира ставили герои фильма «Берегись  автомобиля»? («Гамлет»).
51. Как зовут героя Мягкова в фильме «Служебный роман»? (Анатолий Ефремович Новосельцев).
52. «Ничего не будет:  ни кино, ни театра, ни книг, ни газет…Одно сплошное телевидение», — уверял в 1958 году телеоператор Рачков, персонаж фильма, снятого в 1980 году. Как называется этот фильм? («Москва слезам не верит»).
53. Героем какого многосерийного фильма был полковник советской разведки Исаев? («Семнадцать мгновений весны»).
54. По произведению какой английской писательницы поставлен фильм «Десять негритят»? (Агаты Кристи).
55. Чьими голосами говорила и пела Надя Шевелёва, героиня Барбары 
Брыльской, в новогоднем фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким  паром»?  (Говорила голосом Валентины Талызиной, а пела  голосом Аллы Пугачевой).
56. Какой телевизионный сериал снят по мотивам романа Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы»: «Петербургские тайны»  или «Бандитский Петербург»? («Петербургские тайны»).
57. По роману какого писателя снят фильм «Азазель»? (Бориса Акунина).
58. Какое произведение Стендаля было экранизировано Сергеем Герасимовым? («Красное и черное»).
59. В каком фильме киноактер С. Бондарчук дебютировал в качестве режиссера? («Судьба человека», 1959 г. В нем же он сыграл главную роль).
60. Назовите режиссера, получившего «Оскара» за экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир». (Бондарчук Сергей Федорович).
61. По какой пьесе Виктора Розова режиссер Михаил Калатозов снял фильм «Летят журавли»? («Вечно живой»).
62. Кто написал слова к песне о погоде из кинофильма Э.Рязанова «Служебный роман»? (Режиссер Эльдар Рязанов. «У природы нет плохой погоды»).
63. Какой фильм поставил по пьесе А.Н. Островского российский актер и режиссер П.П. Кадочников: «Морозко» или «Снегурочка» («Снегурочка»).
64. Экранизацией пьесы какого русского  драматурга является фильм 
К.Н. Воинова «Женитьба Бальзаминова» (А.Н. Островского).
65. В каком фильме в 1975 году Леонид Гайдай объединил три новеллы М. Зощенко  «Преступление  и  наказание»,  «Забавное  приключение»  и «Свадебное происшествие»?  («Не может быть!». В фильме снялись  Е. Жариков, О. Даль, Л. Шагалова, Л. Куравлев, В. Невинный Г. Вицин и др. Картина — лидер проката: в 1975 году ее посмотрели 50,9 млн зрителей).
66. Сколько новелл О. Генри режиссер Леонид Гайдай экранизировал в своем фильме «Деловые люди»?  (Три. «Дороги, которые мы  выбираем», «Вождь краснокожих», «Родственные души»).
67. Какой отечественный режиссер, кроме Леонида Гайдая, снял фильм 
«Двенадцать стульев»? (Марк Захаров).
68. Назовите фильм Марка Захарова, снятый по повести А. Толстого  «Граф Калиостро». («Формула любви»).
69. Какой фильм режиссер А.Н. Митта снял по мотивам романа «Арап Петра Великого»? («Сказ про то, как царь Петр арапа женил»).
70. Какую знаменитую оперетту Штрауса экранизировал в 1979 году Ян 
Фрид? («Летучая мышь»).
71. Какую  повесть Тургенева экранизировал режиссер Юрий Грымов? («Му-му»).
72. Какой фильм, посвященный декабристам, режиссер Владимир  Мотыль снял в 1975 году? («Звезда пленительного счастья»).
73. Какую роль в фильме «Золушка» сыграла Фаина Раневская? (Роль мачехи).
74. В экранизации какой «маленькой трагедии» А.С. Пушкина снимался 
В. Высоцкий? («Каменный гость»).
75. Какую американскую премию в 1981 году получил фильм Меньшова «Москва слезам не верит»? («Оскар-91» за лучший иноязычный мир).
76. Какой русской кинозвезде начала прошлого века Валентин Юдашкин посвятил коллекцию одежды «Немое кино»? (Вере Холодной).
77. В каком фильме В. Меньшова И. Смоктуновский сыграл самого себя? 
(«Москва слезам не верит»).
78. Какого великого русского композитора сыграл в кино Иннокентий Смоктуновский? (П. И. Чайковского. Фильм  «Чайковский»,1969 г., премия Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне).
79. Имя какой народной артистки СССР носит премия за лучшую  женскую роль на кинофестивале «Балтийская жемчужина»? (Вии Артмане).

16 комментариев:

  1. Спасибо, Людмила Борисовна! Использую в работе со ссылкой на ваш блог

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, конечно, используйте всё, что надо. Я рада, что информация пригодится коллегам. Спасибо за добрый отзыв, искренне рада Вам.

      Удалить
  2. Людмила, большое спасибо за этот пост, с нетерпением жду продолжения. У вас, как всегда, просто, интересно и полезно. Часть информации разместила в своем блоге, с ссылкой на ваш блог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Александровна, конечно, размещайте, я буду только рада, что информация, как говорится, "при деле". Готовлю окончание, надеюсь, что тоже коллегам пригодится.
      Спасибо большое за комментарий и за сотрудничество.

      Удалить
  3. Огромное спасибо, Любдмила! Вами проделана колоссальная работа по сбору и систематизации материала!!! Обязательно будем пользоваться :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Евгеньевна, искренне рада, что информация востребована. Это самое главное. В наш загруженный для библиотекаря век - какое подспорье, когда находишь готовый материал или идеи для своего мероприятия!
      Елена Евгеньевна, благодарю за комментарий, рада видеть Вас в гостях. Удачи и всего доброго!

      Удалить
  4. Ничего себе, подборочка! Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, это только половина материала. Вторую постараюсь в ближайшее время выложить. Искренне благодарю за отзыв и внимание к блогу, рада видеть Вас в гостях. Удачи и процветания Вашей библиотеке и блогу"

      Удалить
  5. Зашла пригласить к участию в акции "Мой край поэты воспевают", а тут такая подробная информация о кино... Славно ты потрудилась, Людмилочка!
    А на акцию все же зову! (http://rodinamal.blogspot.ru/2016/02/blog-post_18.html)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за приглашение, обязательно буду участвовать, только немного с делами разберусь. У нас же был две недели карантин и мероприятия не проводились, а теперь они кучкой все собрались и как хочешь успевай их проводить! И студенты со школьниками активизировались, рефераты, сочинения и т.п. Вобщем, как всегда, жизнь бьет ключом, а ты думаешь - где бы лишние часы взять, чтобы всё успеть сделать.
      Ириночка, спасибо за комментарий и приглашение. После 27 февраля разгружусь. Кое-что еще уточнить надо - напишу по электронке. Удачи в продвижении акции-флешмоба (а она, по-моему, постепенно набирает обороты и это здорово!). Всего самого-самого...успешного и позитивного!

      Удалить
  6. Спасибо, Людмила! Очень полезный материал! Обязательно размещу ссылку на этот материал в нашем блоге на странице "2016-год кино"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, ссылочку на Вашу страницу в блоге о кино я в свои ссылки включила, она во второй части поста.
      Спасибо за комментарий и за ссылки на блог. Искренне рада сотрудничеству и общению. Спасибо!

      Удалить
  7. Людмила, материал просто великолепный! Огромное спасибо за этот клад!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Агния, очень рада, что Вам понравился материал.Год кино - информация о кино будет актуальна весь год. Надеюсь, коллегам пригодится.
      Благодарю за добрый отзыв, за то, что заглянули в блог. Искренне рада Вам. Ваши посты все читаю, очень понравился пост про обезьянок (к Году Обезьяны). Со всех сторон подошли к теме, всё буквально рассмотрели, всеохватно, так сказать, материал можно использовать в массовой работе, отличное получится мероприятие. А выставки Ваши виртуальные - просто шедевр, особенно по художникам-юбилярам 2016 г. Тоже можно замечательно использовать в работе. Спасибо за Ваши труды, Агния! Удачи и всего самого доброго и позитивного!

      Удалить
  8. Огромное спасибо за Ваши материалы. Вы проделываете такую огромную работу. К вам в блог зайдешь и обязательно, найдешь интересные идеи и подсказки Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Коллеги, искренне рада, что наш блог полезен. Спасибо за добрые слова. Побывала у вас в гостях - http://bibka-kungur.blogspot.ru/, стала ПЧ вашего блога. Тема духовности нам тоже очень близка.
      Искренне желаю успехов и процветания вашему блогу и библиотеке, добра и благополучия.

      Удалить