воскресенье, 25 октября 2015 г.

Сам себе психолог

8 простых правил общения, когда вами манипулируют
Дорогие коллеги!
Манипуляторы ловко внушают нам чувство вины, шантажируют, угрожают, льстят. Мы выполняем их пожелания или приказы в ущерб себе, будто лишившись воли. Такие игры порой длятся годами, отравляя жизнь.
Чтобы защититься от них, AdMe.ru и Рsychologies выкладывает несколько правил безопасности, которые разработал эксперт по коммуникативным стратегиям, коуч Престон Ни.
Помните о своих неотъемлемых правах
• Вы имеете право на уважение со стороны других людей.
• Вы имеете право выражать свои чувства, мнения и желания.
• Вы имеете право устанавливать свои приоритеты.
• Вы имеете право говорить «нет», не чувствуя себя виноватым.
• Вы имеете право получить то, за что заплатили.
• Вы имеете право выражать свои взгляды, отличающиеся от взглядов других людей.
• Вы имеете право защищать себя от физических, моральных и эмоциональных угроз.
• Вы имеете право строить свою жизнь в соответствии со своим пониманием счастья.
Это — границы вашего личного пространства. Конечно, манипуляторы, грубо нарушающие наши границы, не уважают и не признают этих прав. Но только мы сами, и никто другой, ответственны за свою жизнь.

Держите дистанцию
В общении манипулятор постоянно меняет маски: с одним человеком он подчеркнуто вежлив, с другим — вызывающе груб, в одной ситуации абсолютно беспомощен, в другой — крайне агрессивен. Если вы заметили, что кому-то свойственны подобные крайности, держитесь от этого человека на безопасном расстоянии и старайтесь не вступать с ним в контакты без необходимости.
Чаще всего причины такого поведения сложны и коренятся глубоко в детском опыте. Исправлять, перевоспитывать или спасать манипулятора — не ваша задача.
Не принимайте его слова на свой счет
Задача манипулятора — играть на ваших слабостях. Неудивительно, если рядом с ним вы начинаете ощущать свою неполноценность и даже обвинять себя в том, что не соответствуете его требованиям. Отследите эти чувства и вспомните, что проблема не в вас. Вами манипулируют, чтобы заставить чувствовать себя недостаточно хорошим, а значит, готовым подчиниться чужой воле и отказаться от своих прав. Обдумайте ваши отношения с манипулятором, ответив на такие вопросы:
Проявляет ли он ко мне искреннее уважение?
• Насколько обоснованны его ожидания и требования?
• Насколько сбалансированы наши отношения, или только один из нас в них вкладывается, а второй получает выгоды?
• Не мешают ли мне эти отношения хорошо относиться к себе?
Ответы на эти вопросы помогут понять, в ком проблема — в вас самих или в другом человеке.

Задайте ему проверочные вопросы
Манипуляторы всегда одолевают вас просьбами или требованиями, заставляя забыть о себе и переключиться на их нужды. Услышав адресованный вам очередной необоснованный призыв, переместите фокус внимания с собственной персоны на манипулятора. Задайте ему несколько проверочных вопросов, и станет ясно, обладает ли он хоть какой-то самокритичностью:
«Ты считаешь, что это разумная просьба (требование)?»
• «По-твоему, это честно по отношению ко мне?»
• «У меня может быть свое мнение по этому поводу?»
• «Ты меня спрашиваешь, или ты утверждаешь?»
• «А что я получу в итоге?»
• «Ты действительно рассчитываешь, что я... (переформулируйте его просьбу / требование)?»
Задавая эти вопросы, вы как бы ставите перед ним зеркало, и манипулятор может разглядеть в «отражении» истинный смысл своего запроса. Скорее всего, он отступит и возьмет назад свое требование.
Но есть среди них и совершенно безнадежные персонажи, которые не станут даже слушать вас и продолжат настаивать на своем. В таком случае воспользуйтесь следующими советами.
Не спешите!
Еще один излюбленный прием манипуляторов — добиваться от вас немедленного ответа или действия. В ситуации нехватки времени им легче управлять вами и достигать своих целей (в терминологии специалистов по продажам это называется «закрыть сделку»).
Если вы чувствуете, что на вас оказывают давление, — не торопитесь принимать решение. Используйте временной фактор в своих интересах, дистанцируйтесь от попыток давить на вас. Вы сохраните контроль над ситуацией, всего лишь сказав: «Я подумаю над этим». Это очень действенные слова! Возьмите паузу, чтобы оценить все за и против, и взвесьте: хотите ли вы продолжать обсуждение, или же лучше вообще сказать «нет».

Учитесь говорить «нет»
Умение говорить «нет» — это вообще важнейшая часть искусства коммуникации. Внятно сформулированный отказ позволяет вам твердо стоять на своем, сохраняя при этом нормальные отношения.
Помните, что вы имеете право устанавливать собственные приоритеты, право сказать «нет», не испытывая при этом чувства вины, и право выбирать свой путь к счастью.
Расскажите ему о последствиях
В ответ на грубое вторжение в ваше личное пространство и нежелание слышать ваше «нет» расскажите манипулятору о последствиях его действий.
Умение прогнозировать и убедительно формулировать возможные последствия — одно из самых сильных средств, позволяющих вывести манипулятора из игры. Это ставит его в тупик и заставляет переменить отношение к вам на уважительное.

Дайте отпор обидчику
Порой манипуляторы доходят до прямых издевательств, пытаясь запугать жертву или причинить ей вред. Самое важное, что здесь надо помнить: подобные люди цепляются к тем, кого считают слабаками. Пока ты пассивен и уступчив — ты для них потенциальная жертва. При этом в душе многие из этих обидчиков трусливы. И как только намеченная жертва начинает проявлять твердость и отстаивать свои права, манипулятор чаще всего отступает. Это правило работает в любом сообществе: в школе, в семье, на работе.
Как показывают исследования, многие обидчики сами являются жертвами насилия. Это обстоятельство, конечно, ни в коей мере не извиняет их поведение, но о нем важно помнить, чтобы хладнокровней относиться к их нападкам.
Фотография на превью: Orion Pictures

5 комментариев:

  1. Как я люблю эту рубрику у тебя, Людмила! С этой своей подготовкой к семинару - пропустила такой важный пост!!! Кажется, что он обо мне! Спасибо! Проверочные вопросы выучила наизусть! Так им, манипуляторам!!! )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, вот знала, чувствовала, что это для тебя - очень важная тема (помню еще по моббингу). Нами, библиотекарями, манипулируют все, кому не лень. Так что практические советы в статье - очень даже нужны, я сама их несколько раз перечитала.
      Искренне рада, что тебе понравился пост. А про семинар в блоге не будешь писать? Или у вас только краеведческие темы проходят? Я вот приехала с областного семинара, очень интересного, не хватает времени написать хоть маленький постик. Но надеюсь, что все же найду время.
      Ириночка, благодарю тебя за внимание к блогу, за твои позитивные комментарии. Успехов и отличного настроения, несмотря на плохую погоду!

      Удалить
    2. Людмила, да я даже не знаю, что о семинаре писать... раньше они как-то интересненько проходили. Творческие площадки работали: выставки разрабатывали инновационные, сценарии для буктрейлеров писали, синквейны сочиняли... Все в рамках семинаров. Теперь ничего такого нет... консультации одни.
      А ты обязательно напиши, об областном семинаре... Может чему интересному поучимся...
      Дорогая, спасибо за пожелания!!!

      Удалить
    3. Людмила, сейчас обнаружила, что я пропала из списка твоих ПЧ. Хотя сама не удалялась... Вот чудеса? Наверное, поэтому такую такую новинку психологическую и пропустила - аноса не видела у себя в блоггере.

      Удалить
    4. Про читателей - это лткрытие! Напишу тебе по электронке письмецо, может что присоветуешь.
      Спасибо за комментарии, за такую активную позицию. Всего тебе самого доброго и позитивного, Ириночка!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...