воскресенье, 11 октября 2015 г.

В помощь библиотекарю

Новинки профессиональной литературы (октябрь, 2015)
Дорогие коллеги!
Предлагаю вашему вниманию новое издание по библиотечному делу из серии «Современная библиотека» (по подписке). Это книга Л. И. Алешина и М. А. Ордынской  «Библиотечные сервисы».
Алешин, Л. И. Библиотечные сервисы : научно-практическое пособие / Л. И. Алешин, М. А. Ордынская. – Москва : Литера, 2015. – 304 с. – (Современная библиотека).
Аннотация к книге:
Библиотеки самостоятельно определяют номенклатуру оказываемых услуг, опираясь в первую очередь на потребности потенциальных пользователей, а также на возможности предоставления им таких информационных продуктов и услуг. При этом, несомненно, библиотеки должны учитывать существующие в обществе и государстве ценностные ориентиры. Критерием библиотечного обслуживания является не объем библиотечных услуг, предоставленных населению за определенный период времени, а полнота удовлетворения общественных потребностей (групповых, индивидуальных) в библиотечных услугах. Именно этот критерий следует брать за основу оценки эффективности библиотечного обслуживания.
Исследование множества материалов, посвященных библиотечным услугам, показало, что ныне нет их четкой многоаспектной классификации. В данном пособии не ставится подобная цель - для этого необходимо проводить отдельное самостоятельное исследование.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Читальные залы и абонемент библиотек
Раздел 2. Заказ книг, МБА и ЭДД
Раздел 3. Библиографические услуги в библиотеках
Раздел 4. Выставочная и рекламная деятельность библиотек
Раздел 5. Культурно-массовые мероприятия в библиотеке
Раздел 6. Кружковая деятельность библиотек
Раздел 7. Электронные и оргтехнические услуги внутри библиотек
Раздел 8. Интернет и виртуальные услуги библиотек
Раздел 9. Мобильные (переносные) электронные библиотеки
Раздел 10. Платные библиотечные услуги, права библиотек по их оказанию
Заключение
Литература
Терминологический словарь
Использованные сокращения
Приложения 
Об авторах книги:
АЛЕШИН ЛЕОНИД ИЛЬИЧ
Кандидат педагогических наук, доцент.
В 1990-1993 гг. руководил отделом автоматизации библиотеки Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). В 1993-1999 гг. - Центром компьютерного обучения МГУКИ. С 1997 по 2000 гг. возглавлял кафедру компьютеризации МГУКИ. С 2009 по 2011 гг. заведовал лабораторией электронных библиотек МГУКИ. С 1991 г. по настоящее время преподает в разных московских вузах следующие дисциплины: Информатика, Технические средства библиотечно-библиографической деятельности, Проектирование документно-коммуникационных систем, Технические средства информатизации, Информационные технологии, Информационные системы, Архитектура ЭВМ и ВС, Проектирование ИС, Администрирование ИС, Базы данных, Программно-техническое обеспечение АБИС, Организационное и технологическое обеспечение АБИС и др. В это же время работал в библиотеках вузов Москвы (МГУКИ, РГГУ и др.), а также ЦНСХБ.
Имеет более 150 публикаций, среди которых более 45 учебно-методических материалов и учебных программ, в том числе книги: «Автоматизация в библиотеке» (2001), «Аудиовидеотехнические средства в библиотеке» (2003), «Безопасность в библиотеке» (2005), «Автоматизированные информационные системы» (2006), «Информационные технологии», «Проектирование зданий библиотек» и «Проектирование библиотечных АБИС» (2008), «Телекоммуникационные технологии для библиотек» и «Копировально-множительная техника в библиотеке» (2009), «Материально-техническая база библиотек» (2008 и 2012), «Трансформация библиотечных зданий» и «Создание сайтов для библиотек» (2014).

ОРДЫНСКАЯ МАРИЯ АНАТОЛЬЕВНА
«Физик» и  «лирик» в одном лице. Администратор сайтов и контент-редактор. В прошлом - преподаватель информатики в средних учебных заведениях Москвы.
С 2001 по 2006 гг. работала администратором и контент-редактором официального сайта МЧС России, участвовала в разработке концепций ряда версий сайта; была куратором, контент-редактором и автором материалов «Портала детской безопасности»
(www.spas-extreme.ru); принимала участие в разработке концепций и техзаданий других интернет-проектов министерства.
Литератор, журналист. Автор пяти научно-популярных книг для детей (издательства «Астрель» и «ACT-ПРЕСС»), авторских сборников стихов и прозы. Член Московского союза литераторов с 1997 г. В настоящее время работает в Центральной библиотеке № 66 им. Д. Фурманова ГБУК г. Москвы «ЦБС № 5 САО», совмещая работу администратора Интернет-зала, контент-редактора, администратора сайта ГБУК г. Москвы «ЦБС № 5 САО» и преподавателя компьютерных курсов для пенсионеров.

Книгу просмотрела пока бегло. В данном пособии рассматриваются основные виды современных библиотечных услуг. Что такое библиотечная услуга?  Это результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки.
Библиотечная услуга – это процесс (действия, операции и т.п.) и результат библиотечной деятельности, направленной на удовлетворение в первую очередь информационных потребностей пользователей библиотеки.
Специалисты отмечают, что с точки зрения особенностей предоставляемых читателям сведений и/или материалов различают:
1. Библиотечно-библиографические услуги, конечным результатом которых является выдача документов во временное пользование.
2. Коммуникативные услуги, направленные на реализацию общения читателей (клубы, кружки, любительские объединения при библиотеке, вечера, лекции, концерты, читательские конференции и т. п.).
3. Консалтинговые, образовательные услуги (образовательные курсы и кружки, консультирование по вопросам библиотечно- библиографической грамотности и информационной культуры и т. п.).
4. Сервисные услуги, направленные на повышение уровня комфортности обслуживания пользователей (иноязычные переводы, ксерокопирование и микрофильмирование документов, перезапись на небумажных носителях (кассетах, дисках, дискетах и т. п.), переплетные работы, доставка книг на дом или на рабочее место и т. д.)
Еще некоторые термины из книги:
Термины «читатель», «пользователь» и «посетитель» также требуют определения. [До сих пор не у всех библиотекарей есть правильное понимание этих терминов].
Читатель библиотеки - это лицо, пользующееся библиотекой на основании официальной записи в установленных документах; посещающее библиотеку главным образом с целью получения материалов для чтения.
Пользователь библиотеки - это отдельное лицо или организация, обращающиеся к ее услугам. Данный термин не упраздняет понятия «читатель», а расширяет его.
Посетитель библиотеки - это лицо, пришедшее в библиотеку как с определенной полью, так и без оной.
Посетитель библиотеки совершенно необязательно должен быть ее пользователем и тем более читателем. Он может случайно «зайти на огонек», прийти на какое-либо мероприятие или для получения доступных ему услуг и пр. При этом и читатель, и пользователь библиотеки могут быть посетителями выставок, участниками различных мероприятий, получателями справок и др.
Цитаты из книги (вдруг методистам пригодятся):
«Библиотека – это реальное и виртуальное демократическое пространства, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации…»  (Клаус-Петер Беттгер)

«Основой всего процесса обслуживания является информационная и социальная функция, под влиянием которой публичные библиотеки превращаются в реальный центр информационного и духовного соприкосновения в местной общественной жизни». (Г. Винета)

«Библиотека – это служба информационного сервиса для всех возрастов, для всех регионов и населенных пунктов».
(Е. В. Линдеман)

«Библиотеки – это культуротворные организмы, которых так не хватает в техногенных средах», (Е. Ю. Гениева).

«Информационное обслуживание современных библиотек базируется на использовании всех видов информации с четко прослеживаемой тенденцией в сторону увеличения электронной составляющей». (Л. Я. Гребенникова).

«Блоги сегодня реально помогают приблизить библиотеку к своим пользователям, поддерживать интерактивную связь с читателями, регулярно давать информацию о своих продуктах и услугах и заставить читателей говорить о них, лучше выстраивать отношения со своими партнерами, использовать преимущества этих технологий…чтобы, наконец, повысить узнаваемость своего бренда и идти в ногу со временем». (Я. Л. Шрайберг)

«Библиотека способна выжить, лишь обретя собственное уникальное место в системе цифровых коммуникаций, предоставляя жизненно важные услуги, которые никакая другая организация не в состоянии предоставить в равном объеме и с таким же качеством». (В. К. Степанов)

Книга «Библиотечные сервисы» очень интересная, читается легко, нет заумствований и есть практика, конкретика. Рассматриваются самые актуальные, животрепещущие проблемы библиотечного обслуживания. Очень современная книга и интересна она будет любому библиотекарю (не только руководящему составу), т.к. здесь приводятся с практической стороны: 
  • массовая работа библиотеки (формы массовых мероприятий), 
  • выставочная деятельность библиотеки (самые разнообразные виды выставок)
  • виды библиотечных услуг, в т.ч. виртуальные, электронные и оргтехнические услуги  и др.
Читайте новую книгу по библиотечному делу «Библиотечные сервисы»!
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий