понедельник, 17 декабря 2012 г.

Библиография

Библиотечный урок для школьников 
8-11 классов
«Умеете  ли  Вы  читать?»
Цель проведения библиотечного урока – познакомить учащихся с культурой чтения, показать взаимосвязь между общей культурой человека и культурой чтения, рассказать  о правильном чтении художественной литературы.
Всем известны бесспорные изречения великих писателей:   «Любите книгу — источник знаний», «Чтение — вот лучшее учение», «Всем хорошим в себе я обязан книгам». И думаешь, насколько проще, нет, пожалуй, легче было для них, живших в прошлом веке, общение с книгой, печатным словом. Попробую объяснить, о чем идет речь.
По твердо установленным данным, 90 процентов информации о мире, в котором живет человек, он получает посредством зрения. С его помощью человек открывает неведомые доныне законы Вселенной и тайны микромира, путешествует по родной стране и переносится на другие планеты, познает себя и людей, знакомится с событиями, бывшими в далекие времена, и заглядывает в будущее.
Так было с поколениями людей, живших до нас, то же происходит и в наши дни — здесь разницы нет. Но...

Сколько информации   приходится  на человека?                 
В наш век  лавина  печатной информации растет  неудержимо,   захлестывая   человека   буквально  с  момента   рождения.   Да,   да — не   удивляйтесь. Ныне в момент рождения — только появления на свет! - на каждого жителя планеты уже приходится около десяти страниц новой печатной продукции. А затем в каждую минуту жизни еще печатается две тысячи страниц. Представьте себе, сколько их накопится, этих печатных страниц, за жизнь человеческую!
Подсчитано: если нарастание информации пойдет и дальше такими темпами, то через двести лет всю нашу планету можно будет покрыть бумажным одеялом толщиной в полметра. Вот этого-то, таких темпов роста печатной продукции, не знал девятнадцатый век.
Опять-таки подсчитано: если современный человек будет читать по пятьдесят страниц в день, то за всю жизнь он прочитает около трех тысяч книг. Только!
Конечно, прочитать все, что издается в мире или хотя бы в нашей стране, человек не в силах. Но читать сейчас надо как можно больше: способность к поглощению знаний еще никому не вредила. Не случайно родилось выражение «хочу все знать», ибо оно подразумевает вполне конкретное требование жизни — хочу все знать, так как не могу не знать.
Даже сверхкороткое знакомство с проблемой «информационного взрыва» объясняет, почему закономерен — и важен — вопрос об умении читать.

В той информации, которая окружает каждого учащегося, можно выделить четыре главных потока.
Первый — материал, изложенный в учебниках.
Второй поток — художественная литература, которая с самых ранних лет входит в вашу жизнь.
Третий—научно-популярная, публицистичес-кая, очерковая литература, необходимая либо как дополнение к школьной программе, либо для чтения  по  интересам.
И,  наконец,    четвертый  поток - периодика,   газеты   и   журналы,   без  которых,  вероятно, давно - с «Веселых картинок» - не обходится ни один человек наших дней.
Безусловно, что у каждого потока есть и своя нагрузка, своя обязанность, своя сфера воздействия на человека, свои особенности. И хотя, как говорят специалисты по теории информации, совокупность из ста букв — предложение из ста букв из газеты, пьесы Шекспира или теории Эйнштейна — имеет в точности одинаковое количество информации, мы, люди, относимся к этим ста буквам по-разному. Значит, и требуют они к себе, эти сто букв, особого отношения, особого способа чтения. То есть чтение — процесс творческий, и подход к нему должен быть творческим.
При этом не следует забывать, что чтение для ума — то же, что и физические упражнения для тела.
Поэтому-то и говорят о культуре чтения.

Как  мы  читаем?
Культура чтения и культура вообще тесно связаны.  И там и здесь предполагается культура чувств, знания, навыки и правила, которые держат нас в определенных границах.
Культура чтения основана на знании и чувстве слова; на умении ориентироваться в книжном море; на способности анализировать и квалифицировать печатный текст; на точном знании цели работы над ним. Тогда только можно говорить об умении читать.
Само собой разумеется, чтение учебного материала не ограничивается собственно чтением. Все, что требует изучения, требует и дополнительной работы: конспектирования, составления планов, записей, ответов на вопросы. Значит, здесь мы обязаны не только читать с целью запомнить, но и проверять себя — запомнили ли.
Художественная литература — это особый мир, который человек постигает и умом и сердцем, с каждой хорошей книгой становясь духовно богаче. Мы познаем сложность человеческих чувств и взаимоотношений, задумываемся над поступками людей, их психологическими портретами, сравниваем их, невольно ставим себя на их место. Но, познавая через художественную литературу жизнь, мы еще следим и за мастерством писателя, его особенностями, стилем, образностью.
Весь этот сложнейший комплекс — чувств, настроений, мыслей, индивидуальности образов — включает в себя каждое литературное произведение, требуя от нас внимания, сосредоточенности, раздумий, заданных нам самим произведением.
Безусловно, «глотать» книги нельзя.
«Я часто читал быстро,— признавался Анатоль Франс,— без счету и без разбору, и был чрезвычайно удивлен, когда вскоре обнаружилось, что ничего не знаю, я не научился даже учиться, и мои блестящие по¬знания не больше как легкая дымка над бездонной пропастью».
Но вспомните: три тысячи книг за всю жизнь из богатства человечества, не мало ли? Нельзя ли прибавить к этому числу еще, отработав чтение как процесс, усовершенствовав его; нельзя ли научиться читать быстрее, но не терять при этом качества чтения?
Оказывается, можно, потому что известно: почти каждый читает медленнее своих возможностей. Почему?
Медленность чтения — своеобразная дань первому классу, когда мы все учились читать слогами, плавно сливать их в слова, произнося вслух. Затем, с четвертого класса, основным методом стало чтение «про себя». Приобретенная стойкая привычка скользить взглядом по строчкам слева направо, произносить слова шепотом или мысленно сохранилась.
Читая, человек и видит и слышит текст. При чтении у него создается цепь последовательностей: глаза — речь — слух. Так ограничивается скорость чтения до 150 — 200 слов в минуту, поскольку пропускная способность слуха в приеме, переработке и передаче информации в несколько тысяч раз меньше, чем зрения. Значит, из триады: глаза — речь — слух — надо исключить сразу два действия, оставив только зрение. 
Наиболее совершенное чтение — чисто зрительное. Подобное тому как, слушая лекцию, объяснения учителя на уроке, вы сразу улавливаете смысл сказанного, а не отдельные слова, так и при чтении надо вникать в общий смысл прочитанного. Надежда Константиновна Крупская советовала: «Надо приобрести привычку читать много и быстро про себя. Надо добиться, чтобы механизм чтения стал совершенно автоматическим и не отвлекал бы мыслей. Но этого мало. Надо еще отдать себе в прочитанном отчет».
Умение читать быстросвойство организованного ума, концентрированного внимания, натренированного зрения. Этим умением обладали такие гениальные люди человечества, как Маркс и Ленин, Пушкин и Чернышевский. Быстрым чтением поражали своих современников Наполеон - две тысячи слов в минуту, Бальзак - роман за полчаса.
Стараясь научиться читать быстрее, вы должны правильно поставить себе эту цель, а не идти на побитие рекордов. Слишком медленное восприятие текста нередко ведет к потере основной мысли в прочитанном, и такой читатель за отдельными деревьями не видит леса. К тому же тот, кто читает медленно, легко уходит в собственные мысли, легко отвлекается:  слабо  нагруженный  мозг  принимается за  дополнительную работу.
Увеличив скорость чтения с переходом на зрительный способ, вы не понесетесь вскачь по страницам — это и не нужно, но и не дадите дремать вашему уму.

Материалы третьего и четвертого потоков, выделенного при анализе из всего, что вы читаете, обладают одним общим свойством. Чем больше вы прочитаете, тем больше будете знать, тем осведомленнее станете, тем в курсе больших событий можете быть. Не надо забывать, что продуктивность умственной работы прямо пропорциональна объему полученной и переработанной информации.
Так что информативный материал, назначение которого помочь стать эрудированным человеком, надо читать по-особенному — быстро. Однако не забывая, что под быстрым чтением понимается процесс, который обеспечивает полноценное усвоение и запоминание прочитываемого материала.
Каждый знает по собственному опыту: тексты бывают разные. Встречаются легкие, как говорят, водянистые, в них удельная плотность новых сведений на строчку или страницу мала. Бывает текст трудный, насыщенный неизвестными фактами. На страницах книги, журнала, даже на газетной странице эта плотность меняется. Поэтому для быстрого чтения надо научиться варьировать скорость чтения в зависимости от информативной плотности материала.
Интересно, что проблема быстрого чтения возникла при обучении разведчиков: им случается за считанные секунды прочитать страницы. В фильме «Щит и меч» есть эпизод, в котором советский разведчик мгновенно пробегает глазами две страницы машинописного текста и не только узнает, что в них написано, но и запоминает номера и местоположение концентрационных лагерей.
Зрителям такая способность Иоганна Вайсса показалась, вероятно, выдуманной, а на самом деле она основана на реальности —«динамическом чтении». Оно необходимый инструмент познания, овладения постоянно растущим объемом информации.
Так же, как человек учится чтению, с детства прилагая немалые усилия и затрачивая время, а не получает эти способности извне, как «дар божий», овладеть техникой динамического, быстрого чтения тоже надо путем тренировок. Причем обязательны постепенность и система.
Быстрое чтение основано исключительно на способности зрительного восприятия. Но, исключив голос, надо еще отучиться от другой привычки — читать словами. Как в первом классе мы переходим от слогов к чтению слов, так при быстром чтении нужно переходить от прочитывания, схватывания одного слова за другим к чтению целой строки. Надо овладеть новой технологией — читать не слева направо, а сверху вниз, когда глаза двигаются вертикально по центру страницы, то есть надо приучаться получать больше печатной информации за единицу времени.
Но, экономя на времени, никак нельзя экономить на усвоении текста, нельзя скользить по поверхности. Категорическое условие быстрого чтения— осмысленное его восприятие.
Художественную литературу методом быстрочтения читать нельзя: ваше сознание не будет успевать развертывать воспроизводящее воображение, не будет работать образное мышление.

Использованная  литература:
1. Пекелис, В. Как найти себя: энциклопедия в трех книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше / В. Пекелис. – 3-е изд. – М.: Дет. лит., 1989. – С.171-174.
2. Мальгин, А.С. Гимн книге: энциклопедия для юношества /А.С. Мальгин. – М.: Либерия-Бибинформ, 2009. – 537 с.

 Ссылка по теме урока:

Комментариев нет:

Отправить комментарий